Выбираем петли для распашных ворот
Ворота распашного типа – наиболее распространенный вид ворот. Конструктивно они представляют собой две створки, расположенных вертикально к земле, один край которых крепится на подвижных петлях.
Распашные ворота. Конструкция и особенности
Распашные ворота могут использоваться практически на любых объектах, в зданиях и сооружениях. Единственным ограничением является наличие свободного пространства для открытия ворот. В зависимости от назначения створки ворот могут быть цельными или иметь ажурную (решетчатую, кованую) конструкцию. Также возможны комбинированные варианты, где глухие створки имеют вставки, калитку и т.д.
Преимущества распашных ворот:
- простота конструкции. При желании подобные ворота можно даже изготовить самостоятельно, главное – использовать качественную и высокопрочную фурнитуру;
- доступность. Это недорогие ворота, так как в базовой комплектации они включают минимум элементов;
- возможность модернизации. Механические распашные ворота могут быть без труда модернизированы путем установки автоматики. Причем, в отличие от других типов ворот, автоматика для распашных конструкций достаточно надежна и доступна;
- любые варианты отделки. Распашные ворота можно красить и облицовывать практически любыми материалами;
- возможность утепления. Конструкция распашных ворот позволяет использовать практически любые виды утеплителя;
- большое разнообразие габаритов. В зависимости от назначения и места установки распашные ворота могут иметь самые разные размеры;
- удобство использования. В распашные ворота – особенно больших размеров – при необходимости можно встроить калитку;
- надежность и долговечность. В силу простоты конструкции не требуют сложного ремонта;
- разнообразие фурнитуры. На распашные ворота могут устанавливаться практически любые типы замков и засовов.
Нагрузка, ширина створки
Надежность и простота эксплуатации распашных ворот напрямую зависит от такого конструктивного элемента как петли. Они обеспечивают не только свободное движение створок при их открытии/закрытии, но и прочно удерживают их на столбах (стойках). Петли для распашных ворот должны отличаться высокой прочностью и надежностью, так как вес створок обычно не малый. К тому же в силу особенности конструкции он распределяется неравномерно, ведь створки крепятся только с одной стороны. Соответственно, чем шире створки, тем большая нагрузка приходится на петли при той же массе. В зависимости от веса створок и их габаритов подбирают петли из металла или полимерных материалов, способные выдерживать определенные нагрузки. Аналогично подбирается и количество петель на каждую створку. Чтобы максимально облегчить движение створок и нагрузки, приходящиеся на них, для тяжелых и широких створок рекомендуется выбирать петли с подшипниками.
Виды петель
В зависимости от конструкции все петли можно разделить на следующие типы:
- шарнирные. Представляют собой конструкцию из двух цилиндрических элементов (часть одного располагается внутри другого) с шариком внутри для большей подвижности. Шарик выступает заменой подшипника и позволяет снизить трение, увеличить плавность движения створок;
- цилиндрические с опорным подшипником. Имеют аналогичную конструкцию, но вместо шарика используется полноценный подшипник, устанавливаемый между цилиндрическими элементами;
- цилиндрически усиленные. Также имеют опорный подшипник, за счет которого снижается трение, но конструкция таких петель более надежная, а потому позволяет выдерживать большие нагрузки;
- сквозные. Используются в тех случаях, когда приварить петли к воротам не представляется возможным. В таких ситуациях в створке ворот или опорной колонне высверливается отверстие, через которое и закрепляется петля;
- накладные. Такие петли являются одними из наиболее надежных и могут применяться для тяжелых створок. Обычно они имеют многосекционную конструкцию, что защищает ворота от взлома, так как не позволяет снять створки с петель;
- кованые. Эти петли еще называют жиковинами. Они отличаются эстетичным внешним видом и, в случае качественного исполнения, по возможности выдерживать нагрузки не уступают другим видам петель.
По методу крепления все петли можно разделить на винтовые, болтовые и сварные. Последний вариант крепления петель является наиболее удобным и надежным – в случае, если выполняется правильно и с соблюдением технологий.
В зависимости от формы (внешнего вида) петли также можно разделить на следующие категории:
- цилиндрические. Наиболее распространенные и привычные, удобные в монтаже. Перед их креплением к петлям такого типа необходимо приварить ушки;
- квадратные. Благодаря такой форме легко привариваются к основанию (стойкам);
- шестигранные. Не очень распространенные, но все же встречающиеся в продаже. Несмотря на определенные внешние отличия конструктивно и эксплуатационно практически не отличаются от цилиндрических;
- каплевидные. Такую форму могут иметь только петли с подшипником. Они удобны в монтаже и за счет формы обеспечивают быстрое и надежное сварное крепление;
- жиковины (петли-стрелы). Петли классического вида, которые обеспечивают надежное крепление к створкам ворот за счет своей удлиненной формы.
Выбор петель под нагрузку
Цилиндрические петли с опорным подшипником в силу особенностей конструкции применяются в основном для не очень тяжелых створок. Максимальная нагрузка на петли такого типа не должна превышать 400 кг. Усиленные цилиндрические петли обладают большей грузоподъемностью и способны выдерживать уже до 600 кг.
Сквозные петли самые чувствительные к нагрузке. Их максимальная грузоподъемность – 200 кг на одну петлю. Но зато их можно устанавливать на ворота, к створкам которых нельзя просто приварить или прикрутить петли. Количество петель рассчитывается исходя из массы створки. При этом желательно, чтобы ширина створки не превышала 2,5-3 м. То есть, если вес створки составляет 500 кг, а выбранные вами петли выдерживают максимальную допустимую нагрузку 200 кг, то расчет будет следующим:
- 500х1,2/200=3 петли. Коэффициент 1,2 – это дополнительные 20% прочности, которые желательно закладывать в расчет конструкции.
Если ширина створки превышает 3 метра, то рекомендуется прибавить к массе еще половину нагрузки и производить расчет, исходя из этого. То есть для ворот шириной 4-5 метров такой же расчет будет выглядеть уже следующим образом:
- 500*1,5*1,2/200=4,5 – то есть 5 петель.
При ширине более 5-6 метров, массу следует при расчете умножать уже не на 1,5, а на 2.