Как утеплить гаражные ворота изнутри?

29.04.2022

Гараж – «второй дом» автолюбителя. Поэтому его стараются обустроить покачественнее: защитить от влаги и грязи, холода и жары. Тогда в нем будет комфортно работать, безопасно хранить авто, а заодно и организовать места хранения ненужных вещей, инструмента, запчастей. И наиболее важно в этом направлении уменьшить теплопотери через гаражные ворота (утеплить их).

Для чего утеплять ворота

Немало собственников устанавливают в гараже небольшую печурку или электрические конвекторы для отопления. Но металлическая конструкция створок ворот слишком хорошо проводит тепло в обе стороны. Поэтому придется тратить большое количество топлива на обогрев, чтобы добиться более-менее стабильной температуры. Выход есть – утеплить входную группу.

Есть еще несколько причин сделать это:

  • В летнее время внутри помещения становится душно. Если там хранить краску, топливо и иные летучие составы, начнет появляться сильный неприятный запах.
  • Зимой в гараже становится так же холодно, как на улице. На металлических поверхностях появляется изморозь, от которой впоследствии пойдет ржавчина.
  • Высокая влажность, регулярное появление конденсата приводит к коррозии кузова даже при редком использовании автомобиля.

Благодаря утеплению гаража внутри проще организовать мастерскую, самому делать ремонт авто и хранить вещи, чувствительные к резким перепадам температуры и влажности. Процедуру лучше планировать на лето. Слой утеплителя обычно крепят изнутри на специальную обрешетку, чтобы не портить внешний вид ворот и сместить «точку росы» наружу.

Под утепление выбирают распашные стальные ворота, у которых створки выполнены из тонкого листового металла. Они механически прочные, после окраски устойчивы к коррозии, но слишком хорошо проводят тепло в обе стороны. В качестве каркаса часто используют металлический уголок, он же становится основой для рамки, закрепляемой в гаражном проеме.

Подготовка поверхности ворот

Внутреннюю часть створок следует обработать еще до монтажа обрешетки. Ведь на нее придется «точка росы» и металл будет сильно подвержен воздействию влаги. Тем более, конденсат не сможет испаряться и лучше заранее обезопасить материал от коррозии-ржавчины. И продлить срок службы конструкции, избавить себя от непредвиденных затрат на ремонт-замену.

Последовательность действий:

  • Зачистить поверхность металла. Нужно снять старую краску, ржавчину, иные загрязнения, вплоть до «белой поверхности». Масляные пятна обязательно промывают теплым мыльным раствором. В любом случае желательно омыть зачищенные детали и дать им просохнуть.
  • Загрунтовать металлические детали. Грунтовка защитит поверхность от воздействия влаги и улучшит адгезию с лакокрасочным покрытием. Важно покрыть составом даже ручки, все крепежные болты, навесы, сварные соединения.
  • Покрасить ворота. Завершающий этап начинают только после полной просушки грунтовки в течение 10-24 часов (зависит от состава). Особо тщательно прокрашивают углы, стыки и торцы. Желательно нанести 2-3 слоя краски с просушиванием в течение минимум 24 часов.

Оптимально выбирать молотковый краситель. Такая эмаль устойчива к перепадам температуры и влажности, быстро высыхает, выдерживает типовые для гаража механические воздействия. Состав краски не содержит токсичных для человека веществ. Под слоем утеплителя не будет возможности обновить поверхность, поэтому такой выбор оправдан ради долговечности воротной конструкции.

Изготовление обрешетки для утепления ворот

Независимо от теплоизоляционного материала крепят его к заранее организованной обрешетке. Она позволяет закрепить листы-маты самого утеплителя и является основной для монтажа облицовки, закрывающей материал от механических повреждений. И заодно улучшающей внешний вид ворот изнутри (ведь иногда в помещение ставят диван, организуют зону отдыха).

Рекомендации по изготовлению обрешетки:

  • Замерить периметр силового каркаса рамы ворот и подготовить необходимое количество деревянных брусков сечением 40х40 ил 50х50 мм.
  • Также желательно предусмотреть перегородки внутри рамы, их расположение выбирают исходя из размера матов утеплителя.
  • Древесину покупать только просушенную, чтобы избежать деформации конструкции уже после ее монтажа и исключить ослабления креплений.
  • Бруски со всех сторон, включая торцы обработать антисептиком, желательно дважды, чтобы наверняка защитить материал от гнили.
  • Просверлить отверстия в торцах силовой рамы под нужный диаметр шурупов. Обязательно засверлить углубления под шляпки, чтобы спрятать их после вкручивания.
  • Закрепить бруски по периметру и зашпаклевать шляпки саморезов, чтобы впоследствии еще раз их прокрасить и защитить точки соединения от коррозии.

Толщину брусков стоит выбирать соразмерно габаритам уголка или трубы, из которой изготовлена силовая рама. Тогда они будут закреплены с ними заподлицо, а облицовка закрепится аккуратно, без выступающих или углубленных частей. Чтобы исключить растрескивание дерева, желательно в нем просверливать тонкие отверстия в местах вкручивания шурупов.

Выбор утеплителя

Материал для утепления положено выбирать по нескольким признакам. Базовым является значение теплопроводности (коэффициент) – чем меньше цифра, тем лучше работает теплоизолятор. Но есть и еще один момент. Нужно учитывать еще и зависимость от толщины слоя. В этой статье сильно погружаться в материальную часть не будем, лишь отметим, что 50 мм для гаража достаточно.

Минеральная вата

Один из популярных вариантов – минеральная вата. Наименование теплоизолятора обобщающее, под ним понимают материалы, состоящие из тончайших синтетических волокон. Их выпускают в виде матов стандартного размера, которые можно нарезать под размер ниши. И благодаря этому полностью заполнять пространство между металлической створкой и облицовкой.

Виды теплоизоляторов:

  • Стекловата. Имеет коэффициент теплопроводности 0,03-0,05 Вт/(м*°C). Выдерживает скачки температуры от -60°C до +450°C. Последнее и определило популярность материала еще со времен СССР. Но постепенно от него отказываются из-за того, что волокна легко ломаются и впиваются в кожу, попадают в дыхательные пути.
  • Шлаковата. Теплоизолятор, получаемый из доменного шлака. Его теплопроводность чуть выше, чем у стекловаты, и составляет 0,04-0,05 Вт/(м*°C). Это вполне допустимое значение для гаража, но не это ограничивает применение. Теплоизолятор обладает высоким уровнем гигроскопичности и кислотностью, негативно воздействующей на металл.
  • Каменная вата. Основой являются горные породы вулканического происхождения (базальт и т.п.). Теплопроводность – 0,03-0,04 Вт/(м*°C). Отличная замена стекловате и шлаковате, т.к. не имеет склонности к пылению и воздействию на металл. Гигроскопичность материала высокая, как и у остальных вариантов.

Использовать минеральную вату предстоит в нише, закрытой от внешнего воздействия, поэтому склонность впитывать влагу можно не учитывать. И при подготовке створок обязательно проверить отсутствие щелей между листами металла. Если таковые обнаруживаются, их нужно закрыть либо металлическими латками, либо какой-либо мастикой (поверх грунтовкой и краской).

Пенопласт

Второй по популярности материал – пенопласт. Его часто берут из-за относительно низкой цены. Основой теплоизолятора является какой-либо полимер, устойчивый к влаге. Его вспенивают и за счет газонаполненной пузырьковой структуры возникает эффект теплоизоляции. На рынке есть 3 вида пенопласта, отличающихся характеристиками (теплопроводность от 0,038-0,043 Вт/(м*°C)).

Различия:

  • Полистирольный (ПСБ) – наиболее распространенный вариант, особенно, его модификация с маркировкой ЭППС, экструдированный пенопласт с высокой механической прочностью и стойкостью к воспламенению.
  • Поливинилхлоридный (или ПВХ) – более редкий материал, выпускаемый в виде жестких и эластичных листов. По техническим характеристикам похож на полистирольный, выбирать придется преимущественно по цене.
  • Карбамидно-формальдегидный (КФП) – используется в жидком виде, отличается хорошей способностью сохранять объем после высыхания. В отличие от предыдущих вариантов им легко заполнить нишу в периметре силовой рамы с заполнением любых полостей.

Выбор между типами пенопласта обычно «упирается» в наличие оборудования для напыления и бюджет на утепление гаражных ворот. Жидкие составы обойдутся дороже, хотя при эксплуатации они интереснее – прилипают к поверхности брусков и створке, заполняют даже небольшие полости и щели. Но требуют времени на полимеризацию, листовые материалы сразу готовы к облицовке.

Пенополиуретан

Еще один «жидкий» теплоизолятор – пенополиуретан (ППУ). В твердом состоянии он известен как поролон, но в таком виде он слабо подходит для теплоизоляции. Практичнее залить поверхность створки монтажной пеной, дождаться полного застывания (10-12 часов). Затем обрезать излишки и облицевать выбранным декоративным материалом. Его теплопроводность – 0,03-0,041 Вт/(м*°C).


Фольгированный вспененный полиэтилен

Иногда в качестве утеплителя используют вспененный полиэтилен. Его теплопроводность – 0,037-0,025 Вт/(м*°C). Выпускают материал в виде рулонов, с толщиной слоя от 3 до 10 мм и шириной 600-1200 мм. Его легко нарезать под размер ниши и закрепить поперечными брусками (в общем то, как и маты минеральной ваты, листы пенопласта).


В продаже есть Пенофол с алюминиевой фольгой на одной или на обеих сторонах. Принципиальной разницы, какой именно вариант брать нет, важнее общая толщина слоя. Например, 4-5 листов по 10 мм. С рулонным теплоизолятором работать сложнее, чем с матами, т.к. он обладает склонностью к проседанию вниз обрешетки при недостаточной толщине материала.

Финальная облицовка

Монтировать теплоизолятор нужно без применения саморезов. Нельзя создавать «мостики холода» от железной створки к облицовке, это значительно ухудшило бы характеристики утеплителя. После укладки листов-матов внутрь ниши, их можно закрепить тонкими брусочками. Все равно сверху будет облицовка. Но важно полностью заполнить пространство, чтобы исключить проседание.

Бруски по периметру, которые выполняют функцию обрешетки, понадобятся для крепления самой облицовки. Саморезы будут вкручиваться в дерево и «мостики холода» не возникнут, т.к. и сама древесина является неплохим теплоизолятором. Остается лишь выбрать подходящий вариант для отделки ворот изнутри и закрепить его на створках.


Популярные материалы:

  • Профнастил с небольшой глубиной волны. Металлическая основа выдержит механические воздействия вроде ударов, порошковая краска защитит от коррозии, небольших царапин.
  • Пластиковые панели. Отличаются небольшим весом, простой монтажа, устойчивостью к повышенной влажности. Заодно и выбор расцветок-текстур богатый.
  • Вагонка. Вариант для любителей интерьеров «под дерево». Ее придется пропитать составом для защиты от гнили, как и бруски обрешетки. И, возможно, покрасить нужным цветом.
  • Листы OSB, ДВП, ДСП. Их также лучше защищать от влаги специальными пропитками или краской.

В зависимости от толщины выбранной облицовки ее крепят к обрешетке строительным степлером или саморезами. Размер листового материала должен совпадать с размером обрешетки, чтобы края не выглядывали за силовой каркас. Иначе они начнут «разлохмачиваться» и облицовка потеряет вид с постепенным переходом в повреждение точек крепления.

Дополнительные меры по утеплению ворот гаража

Приведенная методика снижает потери тепла через поверхность створок гаражных ворот. Но есть еще одно «слабое» место – стыки по периметру проема. Иногда через них помещение продувается не хуже, чем через принудительную вентиляцию. Избежать такого недостатка можно несколькими способами.


Например, прямо за воротами внутри гаража повесить штору. Полотно выбирают шире проема, от стены до стены и подвешивают его выше на 100-200 мм, чтобы перекрыть продуваемые места. По полу также предусматривают возможность равномерно прижать ткань. Материал выбирают такой, чтобы он был устойчив к огню, повышенной влажности и плесени.

Уплотнители створок ворот

Более эффективными считаются резиновые уплотнители наподобие как делают у пластиковых окон. На рынке существует несколько их разновидностей: резиновые, силиконовые, щеточные, пенополиуретановые. Первые лучше подходят для теплоизоляции стыков со стороны навесов, т.к. там они практически не будут деформироваться и долго «проживут».

На движущихся частях створок дольше продержатся силиконовые или пенополиуретановые. Они хорошо принимают форму, заполняют пространство даже при наличии небольших дефектов точек соприкосновения с створок рамой. Щеточные чаще используют с секционными воротами, которые сами по себе утеплены и остается лишь защитить стыки с проемом.

Крепят уплотнители на клей, чтобы избежать повреждения материала теми же саморезами. Плюс такой способ позволяет быстро менять поврежденные «резинки». В комплекте с теплоизолятором на створках они дают возможность создать из гаража «почти жилой объект». Достаточно поставить обогреватель и печь, рассчитанную по площади и комфортно пользоваться им круглый год.

Заключение

Монтаж утеплителя и уплотнителей на створки гаражных ворот – мера, рекомендованная тем, кто проводит в гараже большое количество времени. Или заботится, чтобы автомобиль стоял в более-менее комфортных условиях, где не будет гнить кузов, будет быстрее оттаивать подвеска и пр. При выборе материала желательно учитывать, что внутри пространство уменьшится на 40-50 мм.

Оптимальным способом утепления считается жидкий пенополиуретан, которым можно заполнить даже мельчайшие щели. Если выбор пал на другой вариант, обязательно заполняют нишу внутри обрешетки, чтобы исключить проседание теплоизолятора. Это создало бы зону промерзания сверху створок и привело к необходимости переделки конструкции.

Подробнее о работах при утеплении гаражных ворот смотрите на видео:


26225 29.04.2022
0